Детская агрессия: установить причину

Фрейд считал, что злоба и ненависть связаны со стремлением к разрушению, одним из самых мощных человеческих инстинктов, а его коллега Лоренц утверждал, что именно агрессивный инстинкт помог выжить и адаптироваться человеку в процессе эволюции. И хотя эти теории потеряли практическую востребованность, — стремление выжить в непростых социальных условиях, как следствие осталось агрессивное поведение с малых лет.
Большинство современных психоаналитиков выделяют два вида агрессии — оборонительную и деструктивную.
Оборонительная (или агрессия самосохранения) нужна для выживания человека, она появляется только в условиях опасности. Ее примером может служить поведение матери, когда она защищает своего ребенка.
Деструктивная — обусловлена психологическими и социальными факторами. Она проявляется в жестокости, и напрямую связана с характером человека.
Каждый возрастной этап заставляет ребенка адаптироваться к новым требованиям, что часто сопровождается проявлениями агрессивного поведения. Обычно это связано с появлением новых потребностей, которые не могут быть удовлетворены уже сложившимися отношениями или умениями. Например, маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, могут проявлять жестокость по отношению к младшему брату или сестре. Адаптируясь к требованиям детского сада, ребенок может обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже …есть заведомо несъедобные вещи (стремление к саморазрушению). Это пример открытой, неосознанной агрессии. Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, кусание ногтей, губ.
Пик неуступчивости в дошкольном возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности на 3 года. В целом же детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым, у него рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться с ними, он прибегает к защитно-агрессивному поведению. Но ученые отмечают еще и такой факт. Агрессивное поведение детей 3 — 6 лет больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент ребёнка, перинатальная энцефалопатия). Кроме того, агрессивность очень сходна с гиперактивностью (неспособностью ребенка пребывать в состоянии покоя), разница только в мотивах. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. А «разрушительность» поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная.
Но основные навыки оборонительной агрессии дети все же получают из семьи, в процессе общения со сверстниками, а также из средств массовой информации — особенно перенасыщенных актами агрессии, насилия и жестокости.
Агрессивные дети чаще вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где не учат уступчивости и терпимости. А вот распространенное мнение о том, что в семьях военных вырастают более агрессивные дети, вовсе не является правдой. Все зависит от личности родителей, от их терпения и внимания при воспитании малыша, стремления найти общий язык в каждом возрастном периоде, а в сложных ситуациях обратится за помощью к психологу, не подавляя при этом агрессию ребенка собственной силой и авторитетом.

Поделиться

Be the first to comment

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

*