Развитие мелкой моторики у детей

Понятие «мелкая моторика» подразумевает умение манипулировать небольшими предметами с помощью пальцев рук или ног. Проекция кистей рук занимает 2/3 площади головного мозга. Недаром Ф.Энгельс утверждал, что именно труд превратил обезьяну в человека. Поэтому развитие мелкой моторики у детей является залогом и признаком его нормального психического, физического и интеллектуального развития.

Такое положение вещей не случайно, т.к. в филогенезе речевого аппарата, общей моторики и координации движений существует тесная взаимосвязь. Речевой центр головного мозга находится в непосредственной близости к моторному центру. Ребенок, не умеющий произносить слова и предложения, для осуществления коммуникации использует жесты и телодвижения. Взрослый, в моменты эмоционального возбуждения, либо по причине скудности словарного запаса, подкрепляет вербальные сообщения активной жестикуляцией и мимикой.

Развитие мелкой моторики у детей: рекомендации

В начале жизни малыша движения его хаотичны и резки. Это связано с особенностями онтогенеза центральной нервной системы. В процессе взросления, движения ребенка становятся более плавными и гармоничными. Развитие мелкой моторики у детей младенческого возраста способствует формированию пассивного словарного запаса. Поэтому с самого рождения можно и нужно играть с ребенком, задействуя пальчики его рук и ног. Пусть ребенок хватает игрушки и предметы, которые ему показывает мама, которые «случайно» оказались в зоне досягаемости малыша. Родителям полезно будет обучиться технике проведения детской гимнастики и массажа в домашних условиях. Перекатывания мячика, пощипывания, похлопывания, растирания пальцев рук и ног направлены на развитие мелкой моторики у детей. Игры—потешки знакомы многим с детства: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Баба шла-шла».

По мере взросления ребенка необходимо расширять диапазон его тактильных ощущений. Главное, не переступать границы его безопасности. Помогите познавать мир детям, предлагая для исследования предметы различной формы и величины, текстуры, веса, температуры. Правильно делают родители, которые четко и ясно произносят названия и характеристики этих предметов. Например, «мяч круглый», «дерево высокое», «котенок пушистый», «книга тяжелая», «снег холодный». Развитие мелкой моторики у детей раскрывает широту их чувственного мира, позволяет каждый день делать свои, маленькие открытия.

Дети очень любят играть с мелкими сыпучими предметами. В каждом доме найдется крупа или горох, детский восторг вызовут мамины бусы или бисер. На развитие мелкой моторики у детей влияет их перебирание, пересыпание из коробочек и баночек. Можно перемешать в мешочке с бусинами маленькие игрушечки из «Киндер»-яиц. Далее правила игры таковы: взрослый называет игрушку, а ребенок с закрытыми глазами отыскивает ее.

Почаще играйте с ребенком в песочнице (классика детства). Позволяйте манипуляции с природным материалом: камешками, листьями, шишками, веточками, землей (потом вымоетесь). Не ругайте ребенка за то, что он порвал газеты или журналы. Организуйте совместное прочтение детской литературы, а на разрыв отдайте ненужный кусок обоев или бумагу — это тоже способ сенсорного познания окружающего мира.

Лепка, рисование пальчиком, кисточкой, карандашом не только имеют влияние на развитие мелкой моторики у детей, но и способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.

У школьников стимулируйте и поощряйте умение писать каллиграфическим почерком. Развивайте у ребенка любовь к рукоделию, моделированию. Успехи личных достижений ребенка — залог его гармоничного развития.

При нарушениях в деятельности мелкой моторики стоит обратиться к детскому психологу или врачу.

автор: Пилипенко Наталья

Поделиться

Be the first to comment

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

CAPTCHA
Обновить

*