Если ребенок стал изгоем в коллективе

 

 

 

 

К сожалению, каждый детский коллектив отличается от взрослого тем, что в нем всегда существуют дети-изгои.    Бывает, что ребенок – одиночка и тихоня по складу своего характера. И второстепенная роль в классе, позиция  незаметного наблюдателя его вполне устраивает. Однако, случается и так, что ребенок, во что бы то ни стало  стремится привлечь к себе внимание сверстников, применяя неадекватные поступки и способы поведения. Это  приводит к тому, что коллектив начинает воспринимать такого ребенка как клоуна, он становится объектом  презрительных насмешек. Иногда причиной отторжения также могут стать физические недостатки, внешность,  манера речи и любая “непохожесть” на толпу.
Как привлечь внимание коллектива к положительным чертам изгоя, как научить детей мирно общаться, как избежать травли, – этими вопросами задаются многие педагоги и психологи.

В травле всегда есть зачинщики (дети-лидеры, к мнению которых прислушивается коллектив), преследователи (основная масса детей, иногда они также могут оставаться просто наблюдателями) и жертва (собственно преследуемый). Причем зачастую преследователи осуществляют травлю не из личной неприязни, а только для того, чтобы не самим не стать очередной жертвой зачинщика.

Иногда бывает, что конфликт успевает погаснуть, едва зародившись. Это случается в том случае, если находится защитник жертвы. Особенно помогает, если защитниками выступает группа ребят, мнение которых имеет вес в коллективе. Если же защитник не обладает достаточным авторитетом, он и сам может превратиться в жертву травли.

Каковы же основные психологические портреты участников подобного конфликта?

Зачинщиками обычно выступают:
– активные, коммуникабельные дети, претендующие на лидерские позиции в классе;
– дети с ярко выраженной агрессией, которая выплескивается на слабую жертву;
– дети с завышенной самооценкой, привыкшие к мысли о собственном превосходстве (такая позиция – результат семейного воспитания);
– эгоистичные, не умеющие сопереживать натуры;
– дети, стремящиеся восстановить мнимую справедливость любой ценой (вспомните Железную Кнопку из произведения В.К.Железникова “Чучело”).

Преследователями становятся:
– следуя стадному чувству, не желая выделяться из толпы;
– желая заслужить одобрение и расположение зачинщиков;
– от скуки, желая разнообразить времяпрепровождение в школе;
– из страха самим оказаться жертвой;
– желая самоутвердиться, это обычно дети, не имеющие особых успехов ни в чем, непопулярные в коллективе.

Жертвами чаще всего становятся дети:
– с необычной внешностью (хромота, косоглазие, лопоухость и т.п.)
– слабые физически, неконфликтные;
– неряшливо выглядящие;
– находящиеся под гиперопекой родителей;
– не умеющие непринужденно общаться.

Среди детей младшего возраста чаще встречается не физическое, а моральное насилие. Это могут быть угрозы, ругань, шантаж, всевозможные обидные прозвища, дразнилки и обзывания. Причем часто обзывают не только саму жертву, но и его родственников, маму, сестренку. Это ранит ребенка даже больнее, чем когда обзывают его самого.

Чтобы не дать ребенку стать изгоем в коллективе, надо еще в дошкольном возрасте уделять внимание возможным проблемам и морально подготовить ребенка к жизни в новом коллективе. Для этого необходимо научить его жить в мире с собственной внешностью, уметь посмеяться над своими недостатками. Каждый агрессор, задевая жертву насмешек, ждет от нее реакции в виде обиды и слез. Если же осмеиваемый умеет посмеяться над собой, то и смысл насмешек пропадет, зачинщики быстро потеряют интерес к нему.

Позиция преследователей и наблюдателей также не способствует личностному росту ребенка. Такие дети рискуют на всю жизнь остаться ведомыми пешками и не добиться значимых успехов ни в чем.

Поделиться

Be the first to comment

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

*