Сенсорное развитие ребенка до года

Первый год жизни ребенка – самый важный во всех отношениях. Развитие ребенка раннего возраста происходит поэтапно, но очень быстро – в основном с помощью целой гаммы сенсорных ощущений, доступных малышу. Давайте рассмотрим календарь развития ребенка до года по месяцам. 

Ребенок на первом году жизни испытывает самые разнообразные ощущения, которые помогают ему воспринимать и оценивать внешний мир. Благодаря взаимодействию с окружающими предметами и людьми, стремительно развивается мозг и зрительная система. С каждым месяцем все больше растет объем информации, которую способны воспринимать органы чувств. 

Зрение. От рождения до года в той или иной мере развиваются все способности восприятия младенца, но наиболее заметные изменения претерпевает зрение.

Усложнение зрительного восприятия. По мере того, как ребенок взрослеет, расширяется и его видение окружающего мира. Малыш стремится разглядывать все более сложные объекты, они буквально притягивают его внимание. Двухмесячный ребенок предпочитает рассматривать лица и глаза, как контрастные объекты с четкими формами. Но уже через пару месяцев у малыша возникает желание разглядывать новые, более сложные для восприятия предметы, а также объемные изображения.
Ориентировочные этапы развития сенсорного восприятия у младенцев: 

0—1 месяц. Звуко-зрительно-двигательные связи, обнаруживаемые в повороте головы и глаз на звуки. Следит за движениями предметов и людей. Отличает запах матери от запаха других людей.
1 месяц. Распознает многие звуки речи
2 месяца. Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать на объект в целом, а не на отдельные его фрагменты
3 месяца. Обладает бинокулярным и периферическим зрением. Отличает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имитирует высокие и низкие звуки.
4 месяца. Связывает голос матери с ее лицом и звуки с их источниками. Отличает голоса матери и отца от голосов незнакомых людей.
Различает предметы в вертикальном и наклонном положении. Различает плоскостные и объемные изображения
5—6 месяцев. Различает, помимо вертикального, и другие положения предметов (отличает предметы» поставленные вверх ногами, от наклонных)
6 месяцев. Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов.
6,5 месяца. Активизируются зрительная и двигательная системы ребенка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины.
К 10 месяцев  ребенок способен воспринимать постоянство формы объектов.
10-12 месяцев. Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы.  

Конвергенция. Хотя новорожденные способны координировать мышцы глаз, следя за движущимися объектами, тем не менее конвергенция — сведение обоих глаз для рассматривания предмета с очень близкого расстояния —- еще неустойчива, неточна и несовершенна. К 3 месяцам это умение развивается настолько, что у ребенка появляется способность воспринимать один и тот же объект двумя глазами сразу, т. е. формируется бинокулярное зрение.

Связь “объект — звук”. Как бы вы отнеслись к тому, что собеседник рассказывает вам о чем-нибудь, стоя лицом к вам, а звук его голоса доносится откуда-то из-за вашей спины? Наверное, вы очень удивились бы. Мы, взрослые, связываем источник звука с его видимым месторасположением. Младенцы тоже учатся связывать объект со звуком. В 4 месяца они уже умеют делать это по отношению к матери и ее голосу. Во время одного эксперимента малыши испытывали самое настоящее страдание, когда записанный на магнитофон голос матери звучал со стороны, противоположной той, где она стояла. Малыши обычно связывают звук знакомого объекта с ним самим и огорчаются, когда знакомый звук сопровождает незнакомый объект. Это говорит о том, что с развитием восприятия и памяти определеные звуки и видимые признаки соединяются в восприятии ребенка как принадлежащие одному и тому же объекту.

Постоянство объекта. Самолет, который мы видим с помощью сетчатки глаза (часть глаза, на которую падает свет через хрусталик), становится меньше по мере того, как он удаляется от нас. Но даже когда он исчезает из поля зрения, вы не думаете, будто он сам и его пассажиры уменьшились или вовсе исчезли. Вы способны воспринимать все изменения нормально, так как у вас сформировано представление о постоянстве объекта, то есть способность понимать, что размер, формы и другие харак теристики предмета остаются неизменными, даже если кажется, что они изменились (изменился их образ на сетчатке глаза). Например, вы воспринимаете самолет, летящий далеко в небе, понимая, что вдали от вас он такой же, каким был на земле. У вас сохраняется ощущение постоянства его размеров, хотя видимый (зрительно воспринимаемый) образ его изменился из-за увеличения расстояния. Способность удерживать в памяти представление о постоянстве размера какого-либо объекта наблюдается у детей уже в полгода, а некоторые исследователи полагают, что у отдельных малышей ее можно обнаружить и в 4 месяца. Способность же воспринимать такое качество объектов, как постоянство формы, возникает между 8 и 10 месяцами.

 

    Поделиться

    Be the first to comment

    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.


    *

    *