Почему ребенок неконтактный

Неконтактность ребенка – труднейшее испытание для семьи. В нашем обществе таких неконтактных детей называют аутистами. Но этот термин как-то слишком по-механически характеризирует ребенка, и поэтому в этой статье детей больных аутизмом мы будем называть неконтактными.

Ребенок, страдающий неконтактностью, живет в своем собственном мире, и ему не нужны люди, даже самые близкие. Большинство детей, страдающих в дошкольном возрасте подобными проблемами, к подростковому периоду обретают навыки общения. Конечно, они не станут легкими в общении с другими людьми и не будут явно в них нуждаться, но оставаясь особенными, они будут включены в социальную жизнь. К сожалению причины неконтактности, до сих пор не изучены, и способы лечения остаются предметом поиска.

Много ли неконтактных детей? Исследования в Англии определили такой показатель: примерно четверо-пятеро детей из десяти тысяч. Мальчики страдают в три-четыре раза чаще девочек. Особенно подвержены неконтактности перворожденные мальчики – их младшие братья и сестры здоровы и общительны. Что нас всех может порадовать, так это то, что даже очень рано проявившаяся неконтактность у многих детей возрастом в какой-то мере сглаживается, ослабевает, обнаруживает «окошки» для общения.

Уже почти сто лет не прекращаются попытки найти эффективное лекарственное лечение, но отыскать специальное лекарство так и не удалось. Современные лекарства могут создать только предпосылки для улучшения общения. Но чтобы предпосылки становились реальностью, воплощались в поведении, они должны получать подкрепление и поддержку. Поэтому основополагающим в работе с неконтактным ребенком является правильное воспитание. Такая работа может растянуться на многие годы. И каждый день этих долгих лет мы должны напоминать себе: мы не можем дать ребенку все, но должны дать все что можем.

Основная работа родителей – это не марафон по клиникам и специалистам, а принятие на себя ответственности за жизнь и благополучие своего ребенка. При этом нужно помнить, что каким бы хорошим не был специалист, он будет общаться с ребенком час-два в неделю. Поэтому ответственность на себя должна взять семья.

Существует три пути уклонения от помощи своему ребенку (своего рода дезертирство). Первый – это поиск специалиста, который наконец-то скажет правду и выпишет лекарство, и матери останется только давать его по чайной ложке, а самой ничего не надо будет делать. Второй путь – это поиски причин (чей дед в этом виноват). Искать причины можно с тем же успехом, что и искать клад. Третий путь – плакать и жалеть себя. Причем, такие родители часто говорят, что дети это все что у них есть, и они готовы отдать за него жизнь.

Неконтактность ребенка обостряет все проблемы в семье, лишает родителей ожидаемого счастья полноценного общения с ребенком и гордости за него. Наоборот, родители такого ребенка обречены, испытывать стыд и переживать сложные ситуации. Да, бывает стыдно, но не пытайтесь избавиться от чувства неловкости, например перед соседями. Смиритесь с этим. Только все время себе повторяйте: мой ребенок не по своей воле обречен на такой стиль жизни. Но, подвиг матери такого ребенка – любить и защищать своего малыша и по мере возможности избавлять от страданий, подставляя свою голову под шлепки судьбы.

Семьи с такими детьми вынуждены от многого отказываться, но, ни в коем случае не нужно допускать, чтобы самоограничение превращалось в самоотречение. Дело в том, что с неконтактным ребенком родители работают собой. Невозможно научить ребенка радоваться жизни, если родители сами этого не умеют. Если мама не верит в успех, то и у ребенка веры не будет.

Теперь пошагово, что надо делать. Лечиться нужно только у одного специалиста. Выберите того, с кем у вас лично возникает взаимопонимание, кто сумеет установить контакт с ребенком. И осторожно относится к лекарствам. Психотропные средства недаром сравнивают с черным ящиком. И не только потому, что они имеют серьезные побочные эффекты, но еще и потому, что реакция ребенка на какое-то лекарство может быть сугубо индивидуальна и не всегда с точностью прогнозируется.

Кто бы вам ни говорил, что ребенок манипулирует вами, подвергайте сомнению такие высказывания. Постарайтесь объективно оценить, так ли это. Помните, вы единственный проводник, посредник между вашим ребенком и миром других людей. Старайтесь поощрять его сначала за то, что он выполнил ваше задание. Только затем хвалите за то, как он выполнил, а потом уже за результат. Не наказывайте, а постарайтесь уговорить. Ребенок никогда и ничего не делает вам назло.

Поделиться

Be the first to comment

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

*